С 9 декабря 2019 года вступили в силу изменения в Закон об обращении с отходами (далее – Закон), и в соответствии с ними были скорректированы подзаконные акты в данной сфере. Новшества также коснулись правил отчуждения отходов, перечня опасных отходов и правил регистрации сделок по их отчуждению (передаче на определенный срок).
ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВИЛАХ ОТЧУЖДЕНИЯ ОТХОДОВ
В первую очередь, теперь отчуждение отходов другому юрлицу или ИП, осуществляющим обращение с отходами, разрешается только в целях последующих их подготовки, захоронения, обезвреживания и (или) использования.
Также новая формулировка не содержит слово "опасные". Это означает, что обновленное правило регулирует отчуждение и опасных, и неопасных отходов.
Кроме того, в норму включено понятие "подготовка отходов", введенное п. 22-1 ст. 1 Закона. Таким образом, прояснен вопрос с деятельностью организаций-посредников, принимающих отходы в собственность. Они должны совершить с этими отходами технологические операции, позволяющие обеспечить последующие хранение, захоронение, перевозку, обезвреживание и (или) использование отходов (конкретные варианты действий указываются в договоре).
Цели отчуждения отходов перечисляются в п. 3 ст. 3 Закона последовательно и являются равнозначными. Иными словами, фактически отходы можно отчуждать либо сразу для совершения с ними конечных действий (использование, обезвреживание, захоронение), либо для подготовки и передачи в целях совершения данных действий. В связи с этим можно выделить восемь целей принятия отходов в собственность по договору отчуждения:
- подготовка у себя;
- захоронение у себя,
- обезвреживание у себя;
- использование у себя;
- передача на подготовку третьему лицу;
- передача на захоронение третьему лицу;
- передача на обезвреживание третьему лицу;
- передача на использование третьему лицу.
Отметим, что на практике сделки с целью, указанной в пункте "2", вообще не заключаются, так как лицу, эксплуатирующему объект захоронения отходов (полигоны и т.п.), невыгодно принимать отходы в собственность. А сделки с целью, названной в пункте "3", заключаются, как правило, нечасто. Это обусловлено тем, что контрагенту-лицензиату, имеющему объект по обезвреживанию отходов, проще и выгоднее заключать договоры на выполнение работ по обезвреживанию отходов.
Что касается договоров, перечисленных в пунктах "4", "5", "6", "7" (по которым посредник, получающий отходы в собственность, передает их третьему лицу без подготовки), то возможность их заключать, как и ранее, остается спорной. Это связано с тем, что норма Закона, в соответствии с которой передача разрешается только в целях последующих их подготовки, захоронения, обезвреживания и (или) использования, трактуется по-разному. Ситуацию прояснит практика применения законодательства.
Организации вправе отчуждать отходы и физлицу, не являющемуся ИП, но только в целях использования отходов (п. 3-1 ст. 3 Закона). То есть отчуждать их для захоронения и обезвреживания не допускается. Это объясняется тем, что физлицо без статуса ИП не осуществляет коммерческой деятельности. Значит, использовать отходы оно может только для себя, а передавать их в собственность другому лицу не имеет права.
ИЗМЕНЕНИЯ В ПЕРЕЧНЕ ОПАСНЫХ ОТХОДОВ
Постановлением Совмина с 26 января 2020 года принят новый перечень опасных отходов, сделки о передаче которых на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении которых другому юрлицу или ИП, осуществляющим обращение с отходами, подлежат регистрации (далее – Перечень N 36). Старый перечень (Перечень N 1391) признан утратившим силу.
Совмин утверждает перечень опасных отходов в рамках реализации норм Закона, направленных на организацию контроля государством за совершением сделок по их отчуждению (передаче на определенный срок). Контроль выполняется посредством процедуры регистрации сделок. При этом совершение незарегистрированной сделки чревато определенными последствиями.
Через отсылку к перечню Закон устанавливает запрет на отчуждение физлицам опасных отходов (п. 3-1 ст. 3). При совершении запрещенной сделки не только привлекут к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.63 КоАП участвующих в ней собственников отходов (юрлица, ИП), но и применят специальные последствия, установленные в ГК, – признают сделку ничтожной (ст. 170 ГК).
Чем же новый перечень отличается от старого?
В Перечне N 36 коды отходов приведены в соответствие с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 "Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь" (далее - ОКО).
Кроме того, в нем изменен состав отходов
1) исключены коды отходов:
- 1111500 Остатки консервированных и замороженных продуктов (мясо, рыба)
- 1340700 Тела животных, зараженные инфекционными заболеваниями и (или) вредными (опасными) веществами
- 1471501 Обувь кожаная рабочая, потерявшая потребительские свойства
- 1710201 Опилки и кора при шпалопилении
- 1710701 Кусковые отходы от раскряжевки и распиловки при шпалопилении
- 1722901 Подметь от уборки цехов и территории предприятий по обработке и переработке древесины
- 1739900 Прочие древесные отходы лесоразработок и вырубок, не вошедшие в группу VI В
- 3142409 Почва (грунт), содержащая примеси коры
- 3144502 Фосфогипс-дигидрат производства аммофоса, сложносмешанных удобрений
- 3144503 Фосфогипс-дигидрат производства аммонизированного суперфосфата марки 8:30
- 3144504 Фосфогипс-дигидрат производства аммонизированного суперфосфата марки 8:33
- 3144505 Фосфогипс-дигидрат (сухой) производства экстракционной фосфорной кислоты на основе апатита (дигидратной, 100% оксида фосфора)
- 3511099 Лом и отходы стальные прочие
- 5750138 Отходы резиновые невулканизированные при производстве формовых резинотехнических изделий
- 5750139 Отходы резиновые невулканизированные при производстве резиновых пластин (технических)
- 5750140 Отходы резиновые невулканизированные при производстве товарной резины
- 5750142 Отходы резиновые невулканизированные при производстве резиновых рукавов
- 5750143 Отходы резиновые невулканизированные при производстве галош клееных
- 5813909 Капролактамная вода при производстве полиамида-6 первичного
- 5820602 Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел - 15% и более)
- 9120201 Оргтехника, утратившая свои потребительские свойства
2) предусмотрены новые коды отходов:
- 1140701 Барда послеспиртовая зерновая
- 1170800 Отходы продуктов питания, содержащие компоненты животного происхождения (мясо, жиры, кровь и др.)
- 1710103 Кора при изготовлении фанеры, шпона строганого, древесно-волокнистых плит, спичек
- 1710202 Опилки, пыль при производстве спичек
- 1710402 Стружка и опилки при производстве лыж
- 1710602 Горбыль от производства шпона строганого
- 1710603 Горбыль при производстве лыж
- 1710703 Кусковые отходы от производства паркетных изделий
- 1711400 Отрезки кряжей при производстве фанеры и шпона строганого
- 1711500 Обрыв шпона при лущении, отрезки шпона при строгании и форматной обрезке
- 1711600 Отструг при производстве шпона строганого
- 1711800 Отсев от сортировки щепы при производстве древесно-стружечных и (или) древесно-волокнистых плит
- 1720200 Древесные отходы строительства
- 1870203 Отходы бумажной клеевой ленты
- 1870607 Бумажные фильтры неиспользованные, брак
- 3990200 Остатки от зачистки железнодорожных вагонов, содержащие отходы черных металлов
- 5537201 Капролактамная вода производства полиамида-6 первичного
- 5537202 Капролактамная вода производства полиамидной технической нити
- 5711900 Пластмассовая тара из-под парфюмерно-косметических средств
- 5712115 Отходы пленки полиэтиленовой (полиэтилен высокого давления), загрязненной кондитерским жиром
- 9120200 Отходы электрического и электронного оборудования
Перечисленные выше коды отходов включены в Перечень N 36 с 26 января 2020 года. Следовательно, с указанной даты нельзя свободно передавать или отчуждать соответствующие отходы. Этому должен предшествовать этап регистрации сделки (см. далее).
Говоря о самих кодах отходов, дополнительно включенных в Перечень N 36, стоит обратить внимание на следующие:
код 9120200 "Бытовая техника, утратившая свои потребительские свойства"; код 9120201 "Оргтехника, утратившая свои потребительские свойства".
- код 1720200 "древесные отходы строительства". Это достаточно распространенные и часто возникающие в данной отрасли отходы;
- код 9120200 "отходы электрического и электронного оборудования". По сути, данный код объединяет два кода отходов по классификации, действовавшей ранее:
ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВИЛАХ РЕГИСТРАЦИИ СДЕЛОК ПО ОТЧУЖДЕНИЮ/ПЕРЕДАЧЕ ОТХОДОВ
Совет Министроа утвердил новое Положение о порядке регистрации сделок о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому юрлицу или ИП, осуществляющим обращение с отходами (далее – Положение N 818). Оно заменило Положение N 61, утратившее силу с 09.12.2019.
Регистрации, как и ранее, подлежат два вида сделок, которые нужно различать (п. 2 Положения N 818):
- передача опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки);
- отчуждение опасных отходов другому юрлицу или ИП, осуществляющим обращение с отходами.
Так, передача отходов на определенный срок чаще всего производится по договору хранения отходов. В рамках такого договора одна сторона за плату обязуется хранить отходы, переданные ей другой стороной, и затем вернуть их в сохранности (п. 1 ст. 776 ГК).
Отчуждение отходов может происходить на разных условиях. Например, по договору купли-продажи. Но большее распространение получили договоры об отчуждении отходов, цель которых - передать на возмездной основе обязанность, возникшую у первоначального собственника отходов (подп. 1.2 п. 1 ст. 17 Закона). Данные договоры основаны на правилах, установленных в подп. 1.2 п. 1, п. 3 ст. 3 Закона.
Не изменились также:
- органы регистрации сделок - территориальные органы Минприроды (п. 2 Положения N 818);
- общее требование о моменте регистрации сделок - до совершения фактической передачи, отчуждения опасных отходов (п. 3 Положения N 818);
- общее правило о признании сделок ничтожными и применении последствий их недействительности (п. 4 Положения N 818);
- правило регистрации сделок - регистрации подлежат только сделки по отчуждению/передаче отходов, включенных в Перечень N 36, а по иным отходам она не требуется (п. 6 Положения N 818);
- срок административной процедуры по регистрации сделок - 10 дней со дня подачи предусмотренных документов (п. 7, 9 Положения N 818);
- обязанности регистрирующего органа (п. 8 Положения N 818);
- требование подтверждать регистрацию сделки указанием на договоре специальных сведений (регистрационный номер и дата регистрации, наименование органа регистрации, должность лица, регистрирующего сделку, с проставлением им подписи и ее расшифровкой), которые заверяются печатью органа регистрации (абз. 2 п. 8 Положения N 818).
В то же время в сравнении с Положением N 61 в правилах, установленных Положением N 818, есть существенные изменения:
1) введен новый случай, когда сделку об отчуждении опасных отходов не надо регистрировать. Подобное возможно тогда, когда приобретателем отходов является лицо, которое в установленном порядке осуществляет эксплуатацию объекта по использованию отходов, включенного в соответствующий реестр (абз. 2 п. 5 Положения N 818).
Это объясняется следующим. Согласно п. 3, 4 ст. 28 Закона:
- объекты по использованию отходов, введенные в эксплуатацию, подлежат регистрации в специальном реестре объектов по использованию отходов (далее - реестр);
- эксплуатация объектов по использованию отходов, не включенных в реестр, не допускается.
Получается, что после включения объекта в реестр считается, что его эксплуатация соответствует требованиям природоохранного законодательства (это видно из содержания требований заявления на регистрацию объекта по использованию отходов в реестр) и добросовестность лица, эксплуатирующего этот объект, в намерениях осуществлять использование отходов очевидна. А с учетом принципа добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений (абз. 8 ч. 2 ст. 2 ГК) и исходя из того, что уже выполнена проверка условий эксплуатации объектов по использованию отходов, регистрация сделок по отчуждению отходов на такие объекты "напрямую" является избыточной мерой госконтроля.
Отметим, что данное правило введено в отношении сделок с лицом, эксплуатирующим объекты по использованию отходов, и не распространяется на сделки с лицом, эксплуатирующим объекты обезвреживания отходов. Это связано с тем, что в последнем случае льгота применяется по другому основанию. Так, в силу Положения N 818 (а ранее - Положения N 61), если контрагент в сделке является лицензиатом, регистрировать сделку по отчуждению отходов в органах Минприроды не нужно.
Это вытекает из условий лицензирования деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду (лицензии выдаются Минприроды) (гл. 22 Положения о лицензировании). Только использование отходов 1 - 3-го класса опасности (при предпринимательской деятельности) требует наличия у субъекта лицензии Минприроды (подп. 216.2 п. 216, подп. 217.2 п. 217, абз. 5 п. 218, подп. 219.2 п. 219 Положения о лицензировании). А вот лицензирование деятельности по обезвреживанию отходов не зависит от классов опасности обезвреживаемых отходов. "Прямая" сделка по отчуждению отходов с лицом, эксплуатирующим объект обезвреживания, - это всегда сделка с контрагентом-лицензиатом и, как следствие, сделка, не требующая регистрации.
Благодаря данной новации сократится количество регистрируемых сделок, поскольку в Перечне N 36 очень много отходов, относящихся именно к 4-му классу опасности (одноразовые шприцы, бывшие в употреблении, обеззараженные (обезвреженные) (код 7710801), смешанные отходы строительства (код 3991300) и т.д.);
2) скорректировано правило, согласно которому сделка по отчуждению отходов не регистрируется, если контрагент является лицензиатом. А именно уточнено, что такая необходимость отсутствует в отношении сделки с отходами, которые указываются соответственно в перечнях разрешенных к использованию отходов 1 - 3-го классов опасности и обезвреживаемых отходов, приводимых в специальном разрешении (лицензии). Это уточнение позволяет исключить спор, в частности, в следующих ситуациях.
3) изменен перечень обязательных условий договора о передаче / об отчуждении опасных отходов. Они установлены отдельно для договоров о передаче опасных отходов на определенный срок и договоров об их отчуждении (п. 10 Положения N 818).
Так, в договоре, предметом которого является передача опасных отходов на определенный срок в целях их временного хранения, должны быть обозначены (абз. 3 - 6 п. 10 Положения N 818):
- наименование отходов и их код в соответствии с ОКО;
- количество отходов;
- место временного хранения опасных отходов (указывается адрес).
Рассмотрим требование, изложенное в пункте "3". Так как предмет рассматриваемого договора - хранение отходов, в договоре нужно указывать адрес местонахождения объекта хранения или места временного хранения отходов. Будет ошибкой не указать адрес или указать просто местонахождение юрлица - хранителя отходов.
Нужно понимать, что согласно п. 1, 2 ст. 25 Закона хранение отходов допускается только в санкционированных местах. Поэтому обозначенное в договоре место временного хранения (объект хранения) отходов должно быть санкционировано в установленном порядке до передачи отходов. Выполнение данного требования обеспечивает:
- собственник отходов, направляемых на хранение (поклажедатель), - если необходимо получать специальное разрешение - разрешение на хранение и захоронение отходов производства;
- хранитель - если временное хранение отходов санкционируется посредством инструкции по обращению с отходами производства.
В договоре, предметом которого является отчуждение опасных отходов в целях их подготовки, захоронения, обезвреживания и (или) использования, должны отражаться (абз. 7 - 9 Положения N 818):
- наименование отходов и их код в соответствии с ОКО;
- количество отходов;
- место подготовки, захоронения, обезвреживания и (или) использования отходов;
- место временного хранения (указывается адрес) - если до захоронения, обезвреживания, использования и (или) подготовки отходов будет осуществляться их временное хранение.
Поясним требование, приведенное в пункте "3". Как правило, контрагентом в сделке по отчуждению отходов является так называемая организация-посредник, которая сама не осуществляет захоронения, обезвреживания и (или) использования, а передает отходы в этих целях третьим лицам. Поэтому сведения о месте захоронения (обезвреживания, использования) отходов должны заноситься в договор через указание фактического местонахождения объекта захоронения (объекта обезвреживания, объекта по использованию) отходов, на которых планируется совершить эти действия. В свою очередь, информацию о них должен содержать договор между организацией-посредником и лицом, эксплуатирующим соответствующий объект.
Обратим внимание на требование пункта "4". Место временного хранения нужно указывать в договоре тогда, когда при отчуждении отходов планируется их временное хранение. В иных случаях отражать в договоре эту информацию не требуется. В то же время условие о временном хранении отходов рекомендуем включать в договор всегда. При этом можно воспользоваться одной из формулировок:
- временное хранение отходов, принимаемых в собственность, до их передачи на захоронение, не производится;
- временное хранение отходов, принимаемых в собственность, до их передачи на захоронение производится по адресу: г. А, ул. Б, д. 1.
Это исключит вопросы со стороны территориальных органов Минприроды при регистрации такой сделки;
4) уточнена формулировка п. 2 Положения N 818, которым определены органы регистрации сделок. В соответствии с нормой сделки регистрируются в территориальных органах Минприроды, которые находятся по месту подготовки отходов, их временного хранения, захоронения, обезвреживания и (или) использования. В частности, касательно сделок по передаче отходов на определенный срок необходимо обращаться в органы по месту временного хранения отходов, касательно сделок по отчуждению отходов - в органы по месту подготовки, захоронения, обезвреживания, использования отходов в зависимости от целей отчуждения, прописанных в договоре. При этом указание в договоре об отчуждении отходов места их временного хранения (наряду с местом подготовки (захоронения, обезвреживания, использования) отходов) не влияет на выбор органа регистрации сделки по отчуждению отходов;
5) скорректированы условия отказа в регистрации сделок. Так, в п. 11 Положения N 818 указаны три основания:
- несоответствие условий сделки требованиям, установленным актами законодательства об обращении с отходами, в том числе обязательными для соблюдения ТНПА;
- отсутствие в договоре необходимых сведений, предусмотренных п. 10 Положения N 818 (см. выше);
- случаи, предусмотренные ст. 25 Закона N 433-З.
Можно сказать, что эти условия применялись и ранее, кроме приведенного в пункте "в". Из содержания ст. 25 Закона N 433-З, в частности, видно, что решение об отказе в регистрации сделки может быть принято, если заинтересованным лицом представлены документы (сведения), не соответствующие требованиям законодательства, в том числе подложные, поддельные или недействительные.
Кроме того, в Положение N 818 включены:
- норма, устанавливающая обязанность органа регистрации сделок оформлять отказ в совершении админпроцедуры по регистрации сделок в соответствии со ст. 27 Закона N 433-З (п. 12);
- нормы, отсылающие к ст. 30 - 32 Закона N 433-З, которыми закрепляется порядок обжалования заявителем решения об отказе заявителю в регистрации сделки (п. 13).